Чугунные люки – надежная защита колодцев и канализаций Статьи

 

« Назад

08.05.2014 01:34

Чугунный люк – это неотъемлемая часть любого инженерно-технического сооружения. Они монтируются на любые водопроводные, канализационные и другие подземные коммуникационные сети, обеспечивая доступ для их обслуживания и ремонта. Главной задачей люка является защита сетей от случайного попадания в них посторонних объектов или предметов.люк тип ТМР (С250)

В настоящее время изготавливается множество различных типов чугунных люков, которые предназначены для разных мест эксплуатации. Не допускается установка одного и того же типа, например, на пешеходной дорожке и оживленной автомобильной магистрали. Каждый тип люка отличается не только рисунком внешней поверхности, но и массой, и, соответственно, выдерживаемой нагрузкой.

Также защищать канализационную шахту от попадания посторонних предметов может дождеприемник. Он может иметь круглую или прямоугольную форму. Дождеприемники напоминают собой стандартный чугунный люк, только со множеством отверстий по всей площади поверхности. Устанавливается обычно с краю дорог, в низинах, где возможно скопление дождевой воды.

Характеристики и разновидности чугунных люков.

Люк тип ТМР(С250)Сегодня в продаже имеется огромное множество чугунных люков, отличаются они массой, выдерживаемой нагрузкой, внешним рисунком. Различают такие типы, как Л, С, Т, ТМР.

Люк тип «Л» — это легкий чугунный люк. Основное его предназначение – установка на пешеходных дорожках, в зеленых зонах, где нет большого скопления людей. Номинальная нагрузка составляет порядка 1,5 – 3 тонн. Масса этих изделий колеблется в диапазоне от 45 до 70 кг. Благодаря даже такой сравнительно небольшой массе, они обеспечивают надежную защиту колодцев.

Люк тип «С» — это средний вариант. По массе и степени выдерживаемой нагрузки они значительно превосходят легкие люки. Получили широкое распространение на пешеходных оживленных дорожках, а также на автомобильных дорогах с движением небольшой интенсивности. Вес одной крышки составляет 85 ±10 кг. Выдерживаемая нагрузка в среднем – 12 тонн. Конструкцией предусмотрены специальные замки, которые препятствуют случайному сдвигу крышки, а также из-за большой массы они более защищены от вандали

зма и хищений.

Люк тип Т (С150)

Люк тип «Т» — это тяжелые чугунные люки. Наиболее широко они применяются в черте города.

  Используются в различных инженерных сетях и имеют соответствующую маркировку:

— В – водопроводные сети;
— К – канализация;
— ГС – газовые сети;
— ТС – теплосети.

Вес изделий разбросан в диапазоне от 95 до 130 кг, а выдерживаемая нагрузка достигает 15 тонн. Используется люк типа «Т» на городских автомобильных дорогах со средним движением, в жилых зонах.

Для крупных автомобильных магистралей используют дорожные люки типа «ТМР». Это самые тяжелые по массе люки, выдерживающие большие нагрузки. Люк «ТМР» достигает веса 150 кг, что делает его непоколебимым при автомобильном движении по нему. Выдерживает нагрузку до 40 тонн – не страшно, даже если остановится прямо на нем многотонный груженый автомобиль.

Люк тип ГТСЕще одним типом, достаточно распространенным, является люк «ГТС». Предназначен для установки на городских телефонных сетях. Телефонные люки также делятся на легкие и тяжелые и по своим характеристикам приближаются к люкам типов «Л» и «Т».

Применение и эксплуатация люков колодцев.

Прежде чем задаваться вопросом, какой люк чугунный купить, надо определиться, где он будет применен. Из вышесказанного следует, что ни в коем случае нельзя использовать легкие люки типа «Л» на автомагистралях с высокой интенсивностью движения. А вот магистральный люк можно установить на пешеходную дорожку, но это уже экономически нецелесообразно. Ведь он в несколько раз дороже легкого, который и допускается установить на пешеходной дорожке.

Ответственные организации в обязательном порядке должны следить за состоянием своих канализационных люков. Они должны быть плотно уложенными, в противном случае велика вероятность, что люк может перевернуться под ногой человека. Также не допускается продолжать эксплуатацию лопнувшего люка, так как опять же он не будет обеспечивать надлежащей надежности.

Изготовление чугунных люков.

Дождеприемник ДБ-2Чугунные люки изготавливаются методом литья. Это достаточно несложный процесс. Многие организации при производстве люков предлагают нанести логотип заказчика. Для этого подготавливается форма, и после отливки на крышке останется логотип компании.

Производство чугунных люков должно происходить с соблюдением всех надлежащих норм и требований. Нарушение технологического процесса просто недопустимо. Ведь в случае попадания бракованного изделия, например, на автомобильную дорогу, последствия могут быть весьма серьезными.

Стандартные дорожные люки изготавливаются в соответствии с ГОСТ 3634-99, а телефонные (ГТС) – по ГОСТ 8591-76. Также возможно производство и по техническим условиям (ТУ). Не важно какими нормативными документами руководствуются при изготовлении, важно чтобы они были соблюдены и изделие получилось надежным и надлежащего качества.

Рекомендации по монтажу люков.

Люк тип л(а15)Всю конструкцию чугунного люка (корпус и крышку) необходимо помещать на заранее подготовленное бетонное перекрытие колодца, после чего корпус бетонируется, происходит надежная фиксация.

Самым важным при монтаже является следующее условие: верх крышки должен лежать строго в одной плоскости с дорожным полотном.

По правилам дорожный люк должен быть установлен ушками параллельно основному движению транспорта, а буквенное обозначение инженерной сети должно располагаться навстречу транспортному потоку. Таким образом, ремонтная бригада сможет с легкостью определить нужный люк.

Если высока дорожного полотна меняется, то допускается применять ремонтную вставку, выполненную из железобетона или из чугуна.

Помните, что не только качество люков гарантирует должную безопасность на дороге, но и верный их монтаж!


. .