Дорожные и аэродромные плиты Статьи

 

« Назад

05.11.2014 08:22

Для сооружения проездных путей различного назначения применяются дорожные плиты, изготавливаемые из арматурных конструкций, залитых тяжелым бетоном. С помощью таких ЖБИ можно быстро проложить временную или постоянную дорогу в любом населенном пункте, обустроить подъездные пути к строительным площадкам, промышленным объектам и облагородить производственную территорию. 
В зависимости от расчетной нагрузки, технологическим процессом предусматривается предварительное напряжение арматуры либо изготовление плит без предварительного напряжения. Так, например, изделие марки ПДН 6х2 (Н говорит о том, что плита изготовлена с предварительным напряжением арматуры) с успехом применяется для устройства дорог, к которым предъявляются повышенные требования по прочности и надежности. Такие плиты способны сохранять отличные эксплуатационные качества в течение длительного времени. Многократное их применение при возведении временных проездов не снижает их качественные показатели.
В зависимости от типа, дорожные плиты рассчитаны на нагрузку от автомобиля весом до 30 т. Использование ЖБИ предусматривается в районах, где температура воздуха не опускается ниже — 40 °C. Для плит, эксплуатируемых в более жестких погодных условиях, технической документацией завода – изготовителя должно быть предусмотрено введение в бетон специальных добавок. 
В зависимости от назначения выпускаются плиты для постоянных и временных дорог. По геометрической форме они бывают прямоугольными (П), трапецеидальными (ПТ) и шестиугольными (ПШ) в различных модификациях. Основные размеры и геометрическая форма продукции регламентируются ГОСТ 21924- 84.
Этим же ГОСТом установлено, что в плитах для постоянных дорог, в особенности в ПДН, должны быть специальные скобы для укладки, в то время как в изделиях для временных дорог разрешается не устраивать ниши для скоб. В таких случаях при разгрузке и укладке плит используются специальные фиксирующие приспособления. Для обеспечения безопасной эксплуатации дорожного покрытия, рабочая сторона плиты должна иметь рифленую шероховатую поверхность.
В соответствии с ГОСТ 23009 назначение, характеристики и размеры изделия можно определить по обозначению ее марки. Так, например, марка 2п 30 18 30 означает, что ЖБИ предназначено для временных дорог (2), имеет прямоугольную форму (П) с размерами 3 х 1,75 м (30-18 – значения размеров в дм) и обладает пропускной способность автомобилей до 30 т (30).
Дорожные плиты должны обеспечить безопасную эксплуатацию дороги в любых условиях, поэтому они обладают высокой надежностью и износостойкостью. К ним предъявляются особые требования по прочности бетона в различных возрастах, к качеству сырья для приготовления рабочей смеси, к качеству арматуры и маркам стали, из которой она сделана. В процессе производства осуществляется постоянный контроль бетонной смеси, качеств цемента, наполнителя, арматуры и ряда геометрических показателей. Изделия подвергаются испытаниям на прочность, трещиностойкость, устойчивость к низким температурам и водонепроницаемость. 
Плита имеет маркировочную надпись на одной из граней. Каждая партия продукции, отгружаемой потребителю, сопровождается специальным сертификатом или паспортом качества, в котором приводятся основные показатели.
В связи с увеличением грузоподъемности машин и механизмов, развитием производственной логистики, постоянно увеличивается нагрузка на дороги, особенно в промышленных районах. По этой причине для строительства временных или постоянных проездов стали широко использовать аэродромные плиты. 
Изначально аэродромные плиты применялись только для обустройства взлетно-посадочных, рулежных полос и стояночных площадок аэродромов. В настоящее время они с успехом используются при сооружении дорог и обустройстве площадок под грузовой крупнотоннажный транспорт. Аэродромные плиты также применяются при сооружении временных взлетных полос и площадок для легких типов авиатехники. 
Выпускается несколько марок аэродромных плит. Однако наибольшим спросом пользуются изделия паг 14 и паг 18. Они имеют одинаковую длину и ширину, но отличаются толщиной плиты (0,14 и 0,18 м соответственно). Согласно ГОСТ 25912.1-91 армирование ЖБИ выполняется предварительно напрягаемой продольной арматурой, при производстве допускается использование только высокомарочных бетонных смесей. Благодаря этому аэродромные плиты способны обеспечивать высокую надежность в условиях постоянных нагрузок.
Залогом длительного сохранения надлежащих эксплуатационных способностей дорожных и авиационных плит является соблюдение правил их хранения, транспортировки и монтажа. Перевозка и складирование плит могут осуществляться только в горизонтальном положении. На складах изделия должны храниться по маркам и складываться в штабеля высотой не более 2 м. Для хранения плиты укладываются на деревянные поддоны, между ними прокладывается специальный материал. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ допускается перемещать за один раз только одну плиту.
Дорожные и аэродромные плиты укладываются на заранее отсыпанное основание при помощи самоходных кранов или кранов-манипуляторов, установленных непосредственно на автомобилях, предназначенных для транспортировки плит. Плита опускается на предварительно выровненную подушку из щебня и песка, фиксируется, а затем снова убирается. Производится зачистка бугров и засыпка углублений на основании отпечатка. После этого плита устанавливается на постоянное место. Сразу же производятся работы по заполнению швов и омоноличиванию конструкции.
Стоимость дорожных и аэродромных плит колеблется в зависимости от назначения и прочности изделия. Но без специальных плит не могли бы стабильно функционировать промышленные предприятия, стройки, карьеры и шахты по добыче полезных ископаемых. Эти плиты продемонстрировали уникальные эксплуатационные свойства в различных климатических зонах.


. .